Асфальтоукладчики: классификация основных видов, принцип работы, технические характеристики

АсфальтоукладчикАсфальтоукладчик – самоходная машина, используемая для укладки смесей асфальтобетонных на основание дороги.

Ведущей фирмой, производящей подобную технику, является компания ABG. Это ей принадлежит асфальтоукладчик Volvo, Titan.

С АВG успешно конкурирует корпорация Wirtgen Group. Ее продукция под маркой Vogele, была представлена в России еще при Советском Союзе. И сейчас машины этой марки являются самыми распространенными в нашей стране.

Сейчас на рынке появилсяукладчик XCMG. Эта марка производится китайской корпорацией XCMG по технологии Vogele.

Из отечественных машин наиболее распространены асфальтоукладчик ДС. Эта марка проверена временем, она вполне надежна и эффективна.

Машина работает с автотранспортом, поставляющим ей смесь.

Классификация: основные типы

Техника классифицируются по назначению, типу ходового оборудования и способу приема смеси.

По назначению:

  • общего назначения;
  • специальные (например, для устройства пешеходных дорожек или для расширения дорожного полотна).

По способу приема асфальтобетона:

  • бункерные: с активной подачей конвейерами — питателями или пассивной подачей;
  • безбункерные;

По ходовой:

  • колесные;
  • гусеничные;
  • комбинированные.

По типу перемещения модели бывают:

  • самоходные;
  • прицепные.

Прицепные агрегаты используются очень ограниченно в силу своей малой производительности. Они цепляются к самосвалам. Качество их работы невысокое, поэтому применяются они, в основном, на ремонтных работах.

По методу воздействия на материал асфальтоукладчики бывают:

  • с уплотняющим органом;
  • без уплотняющего органа.

Уплотняющим органом служат трамбующий и вибрационный брусья.

По ширине укладки.

По этому параметру асфальтоукладчики делятся на пять типоразмеров:

  • I — 1 — 4 м. Применяется для укладки асфальтобетона на тротуарах, уширениях дорог;
  • II — 2 — 5 м. Используется для устройства покрытия дорог или дорожных полос шириной от 3 м до 3,75 м;
  • III — 2,5 — 8 м. Укладывает смесь на двухполосной дороге шириной от 6 м до 6,5 м.
  • IV — 3 — 10 м. Предназначен для укладки асфальтобета на автомобильных двухполосных дорогах категорий I и II вместе с полосами укрепительными;
  • V — 3 — 16 м. Работает на трехполосных дорогах категорий I и II с укрепительными полосами.

Современные машины снабжены датчиками:

  • для контроля подачи материала на распределитель автоматического нивелирования;
  • для контроля угла наклона рабочего органа;
  • для контроля толщины укладываемого слоя.

На мощных асфальтоукладчиках, применяемых для строительства широких полос, используются более сложные системы автоматического нивелирования.

Принцип работы

Асфальтоукладчик AMMANNАсфальтобетонная смесь подается в приемный бункер укладчика. С помощью питателей она передается в камеру шнековую. Шнек распределяет массу по ширине укладки, а уплотнительный блок (если он предусмотрен конструкцией) выглаживает и уплотняет ее.

Чтобы стабилизировать рабочий орган в автоматическом режиме, в схему работы асфальтоукладчика включают преобразователи. Обычно их два. Они могут быть оба продольного профиля, или один – продольного, а второй – преобразователь угла (или поперечного уклона).

Щуп преобразователя перемещается по базе, которая имеет вид заданного продольного профиля покрытия. Базой может служить проволока, натянутая по нивелиру, поверхность покрытия, уложенного ранее или бетонная бортовая полоса.