Карьерный экскаватор: классификация, принцип работы и технические характеристики

Данный вид спец техники — это выемочно-погрузочная машина с одним ковшом, которая предназначена для копания малосвязных или разрушенных пород, а также их перемещения. Карьерный экскаватор для улучшения проходимости выполняется на гусеничном ходу.

Карьерный экскаваторПрообраз экскаватора был запатентован в Америке в начале 19 века. Со времен Отиса, которому и принадлежит данная разработка, суть конструкции рабочего органа не сильно изменилась. Рукоять с ковшом, поднимаемые лебедкой, напорный механизм — все это присутствует и в современных моделях техники. Карьерный экскаватор появился также в Америке, только в 1936 году, в эпоху расцвета горно-добывающей промышленности.

Гусеничный карьерный экскаватор применяется при:

  • погрузке ископаемых пород и пород вскрыши в транспортные средства,
  • разработке ископаемых пород и пород вскрыши.

Маркировка иностранных производителей такой техники из соображений маркетинговых и иных стратегий имеет свои особенности. Российский же ГОСТ предусматривает следующую систему маркировки:

  • Карьерный экскаватор ЭКГ — гусеничный, механизм подъема ковша — канатный.
  • ЭГ — гусеничный карьерный экскаватор , механизм подъема ковша — гидравлический.
  • ЭГО — ЭГ с обратной лопатой.
  • ЭДГ — карьерный гусеничный экскаватор с драглайном.

Основные виды

По конструктивным особенностям осуществляется следующее деление:

  • роторный карьерный,
  • шагающий,
  • гидравлический карьерный,
  • карьерный гусеничный,
  • драглайн.

По типу привода:

  • механический,
  • гидравлический,
  • гидромеханический,
  • электрический карьерный экскаватор.

Двигатель на машине может быть:

  • электрическим (основная часть моделей),
  • дизельным (встречается реже ввиду большого потребления топлива),
  • комбинированный вариант.

По типу действия:

  • непрерывные,
  • прерывного (циклического) действия).

Основные виды и принцип работы карьерного экскаватораПо углу вращения:

  • полноповоротный,
  • неполноповоротный.

По числу гусениц:

  • двухгусеничные,
  • четырехгусеничные,
  • восьмигусеничные.

Принцип работы

Основные узлы карьерного экскаватора:

  • кузов,
  • рамы гусениц,
  • нижняя рама,
  • двуногая стойка,
  • поворотная платформа,
  • стрела,
  • рукоять, ковш.

Экскаватор выполняет следующие действия в своем рабочем цикле:

  • копание грунта,
  • перемещение ковша с грунтом в район отвала или транспортное средство.

Характер работы во многом определяет тот факт, какое рабочее оборудование на конкретной машине установлено — грейфер, кран, драглайн, обратная или прямая лопата.

Прямая лопата — ковш с откидным днищем с засовом и зубьями. Последние являются сменными. Рукоять такого рабочего инструмента может быть однобалочной или двухбалочной. Стрела — сварная стальная конструкция.

Обратная лопата — ковш, стрела, рукоять и стойка. Ковш жестко соединяется с рукоятью. Рукоять шарнирно крепится к стреле. В процесс подтягивания каната рукоять вращается против часовой стрелки и ковш врезается в грунт.

Драглайн предполагает гибкое канатное сцепление стрелы и каната.

Платформа может совершать вращение в горизонтальной плоскости относительно ходовой части с помощью специального (роликового или шарикового) опорно- поворотного устройства.

Ходовая часть представляет собой гусеничное шасси. Пневмоколесное шасси в условиях работы в карьерах, на разработках полезных ископаемых практические не используется ввиду их низкой проходимости.

Технические характеристики

Давление на грунт — до 0,42 МПа.

Скорость перемещения — до 2,5 км в час.

Ширина гусениц — до 2400 мм.

Продолжительность цикла — до 50 с.

Радиус черпания — до 24,4 м.

Технические характеристики карьерного экскаватораВысота разгрузки — до 24 м.

Радиус разгрузки — до 24 м.

Радиус зачистки — до 20,4 м

Высота копания — до 21 м.

Радиус копания — до 30 м.

Длина стрелы — до 55 м.

Вместимость ковша — до 50 м3.