Карьерный самосвал: классификация, принцип работы, технические характеристики

Карьерный самосвал — это грузовой автомобиль, способный разгружаться самостоятельно с помощью наклоняемого кузова или наклона всего автомобиля телескопическими подъемниками.

Такие самосвалы используются на открытой добыче полезных ископаемых. При этом их транспортировка по дорогам общего назначения невозможна. Большой карьерный самосвал имеет слишком большую массу и огромные габариты. Как правило, до места работы их доставляют в разобранном виде.

Карьерный самосвал BZKD 42Первая такая машина появилась в 1931 году в США. Братья Армингтон, хозяева фирмы Euclid, создали грузовик для решения специализированных задач, отличающийся повышенной проходимостью, ковшовым кузовом с козырьком над кабиной, задней разгрузкой. До этого подобная техника базировалась на универсальном шасси.

Сегодня есть несколько крупных производителей этих гигантов.

Белорусский карьерный самосвал БЕЛАЗ, американский Terex, немецкий Volvo, а также знаменитые по всему миру HD 405 6, Caterpillar, Komatsu.

Широкое распространение получили китайские карьерные самосвалы Hova, XCMG, Yutong и другие.

Самый большой в мире подобный автомобиль принадлежит Caterpillar, модель 797В имеет высоту 7 м 70 см, длину 14 м 85 см, ширину 9 м 53 см. Он обладает грузоподъемностью 245 т и двигатель с 24-мя циллиндрами и объемом 117 л. Максимальная скорость его передвижения — 68 км в час.

Основные виды

Согласно используемому методу разгрузки карьерные самосвалы подразделяют на:

  • машины с наклонной разгрузкой,
  • машины с принудительной разгрузкой (имеется пресс, выталкивающий содержимое кузова).

По направлению выгрузки выделяют самосвалы:

  • боковые,
  • задние,
  • двустронние,
  • универсальные.

По модификации кузова:

  • платформа,
  • бункер,
  • съезжающий бункер.

Принцип работы

Большой карьерный самосвал обычно имеет гибридную установку. Она представляет собой дизельный двигатель, приводящий в действие генератор переменного тока. Генератор, в свою очередь, питает электродвигатели тяги, которые сообщают вращение колесам.

Работа тормозной системы также представляет собой совмещение гидравлики и электрических моторов.

На сегодняшний момент производятся самосвалы с двумя осями, полным или задним приводом. Разгрузка осуществляется назад. И, если модели с другим типом разгрузки и приводами выпускают, то вот трехосные модели не прижились совсем.

Подъем кузова осуществляет гидравлическая система, управляемая оператором (водителем) непосредственно из кабины.

Наибольшую производительность данные машины показывают в работе с карьерными экскаваторами, которые оснащены большими ковшами, способными за короткое время заполнить вместительный кузов самосвала.
Технические характеристики карьерного самосвала БЕЛАЗ

Технические характеристики

Объем кузова — 20-230 м3.

Грузоподъемность — 30-360 т.

Скорость передвижения — до 68 км в час.

Мощность двигателя — 1700 — 4000 л.с.