Лесовозы: классификация основных типов, принцип работы, технические характеристики

Для перевозки леса применяется специальный автотранспорт. Самым распространенным видом транспорта для вывоза деревьев и хлыстов является автопоезд, который состоит из автомобиля-тягача и прицепа-роспуска. Для того, чтобы перевозку сделать более эффективной, в состав автопоезда добавляется полуприцеп седельный.
Лесовоз КРАЗ 64372-050
Для перевозки второго пакета хлыстов лесовоз дополняется еще двумя прицепами-роспусками. Такой автопоезд называется двухкомплектным.

В качестве тягачей используются автомобили МАЗ, КрАЗ, Урал, оснащенные специальным технологическим оборудованием. В их конструкции предусмотрены поворотные коники, приспособления для перевозки роспуска на шасси автомобиля. Кабины таких тягачей имеют ограждение. К перечисленным автотягачам выпускаются специальные прицепы-роспуски марки ГКБ (Тавдинский механический завод).

Особый интерес представляют лесовозы с манипуляторами. Один из них – лесовоз Вольво с гидроманипулятором, предназначенный для перевозки бревен. При его использовании не требуется погрузочно-разгрузочное оборудование.

Часто для перевозки хлыстов и деревьев используют автомобили ЗИЛ -131, Урал-375, 377, КамАЗ-5320, которые оснащают технологическими устройствами и прицепами-роспусками на месте.

Из-за сложностей, возникающих при движении лесовоза по криволинейным участкам дорог, пакеты хлыстов не имеют жесткого крепления к коникам. К тому же к дорогам, предназначенным для движения таких машин, предъявляются особые требования.

Для того чтобы на поворотах колеса прицепа двигались по следу колес тягача, между автомобилем и роспуском монтируется крестообразная сцепка.

Допустимые параметры автопоезда:

  • высота погрузки – не более 4 метров;
  • ширина автопоезда – 2,5 метра;
  • длина двухзвенного автопоезда – 20 метров;
  • длина трехзвенного автопоезда – 24 метра;
  • допустимый свес груза – 2 м max.

Лесовозы, выпускаемые комплектно, оборудованы складывающимися дышлами между устройствами тягача и кониками прицепа. Дышла имеют два установочных размера – 9,2 и 10,2 метра.

Машины, которые формируются на месте, в леспромхозах, расстояние между кониками регулируется длиной деревянного дышла.

Для перевозки круглых длинномерных сортиментов (от 2,5 м), существуют специальные автопоезда, состоящие из тягача, полуприцепа или прицепа. Примером этому может служить лесовоз, состоящий из автомобиля КамАЗ-53212 и прицепа двухосного СЗАП-8352.

Для перевозки короткомерных лесоматериалов существует специальный автотранспорт:

  • сортиментовоз;
  • цеповоз;
  • контейнеровоз.

Сортиментовозы представляют собой автопоезд, состоящий из седельного тягача и седельного полуприцепа.

Лесовозы второй группы состоят из автомобиля-тягача и прицепа, оснащенного большеобъемным кузовом. Такой кузов позволяет перевозить лесоматериал на полную грузоподъемность автопоезда.

Автотранспорт такого типа имеет транспортерное или самосвальное оборудование. Кузова щеповозов оснащены системами обогрева и вибрации.

Автопоезда третьей группы состоят из тягача и полуприцепа, на опорной раме которого установлен контейнер кузовного типа. Такой автотранспорт может работать в трех режимах:
Лесовоз Камаз с гидроманипулятором

  • с общим контейнером (загружается в установленном на лесовоз положении, разгружается в самосвальном режиме);
  • со сменой контейнеров при погрузке (на автотранспорт загружается заполненный контейнер, а разгружается в самосвальном режиме);
  • со сменой контейнеров (груженый контейнер меняется на пустой при разгрузке, а пустой на груженый – при погрузке).