Трамбовки (трамбующие машины): классификация, принцип работы и технические характеристики

Трамбовки или трамбующие машины предназначены для уплотнения грунта за счет удара падающего груза. Рабочий орган такой машины представляет собой плиту имеющую в плане форму квадрата, круга или прямоугольника.

Классификация: основные типы

Трамбующая машина (трамбовка)
Классифицируются модели по конструкции рабочего элемента. Всего существует четыре основных группы:

  • со свободным падением плиты;
  • взрывная;
  • автотрамбовка;
  • пневматическая.

Трамбовки со свободным падением рабочей плиты груз поднимается канатным механизмом, или с помощью кулачковой, реечной передач.

Взрывные же уплотняют грунт грузом, получающим энергию от сгорания продуктов горения.

Автотрамбовки уплотняют материал за счет падающего груза, но, в отличие от первой группы машин, груз в исходное положение возвращается автоматически под воздействием кривошипно-шатунного механизма или кулачкового механизма.

Уплотнение грунта пневматическими моделями происходит за счет энергии падающей плиты и сжатого воздуха. Возврат рабочего органа осуществляется сжатым воздухом.

От конструкции рабочего органа зависит частота ударов машины.

Модели с канатно-механическим приводом уплотняет грунт с частотой падения груза, равной 10 уд/мин. У пневматической — частота доходит до 1000 уд/мин.

Машины, способные обеспечить частоту ударов свыше 1000 уд/мин, называются виброударными или вибрационными трамбовками.

Трамбовочные машины по величине энергии удара делятся на три группы:

  • Тяжелые. Энергия удара у них составляет 1000 – 5000 кГм.
  • Средние. Энергия удара – от 100 до 1000 кГм.
  • Легкие. Энергия удара находится в диапазоне 80 – 100 кГм.

Тяжелые трамбовочные машины

Первую группу образуют машины, имеющие падающий рабочий орган. Высота подъема рабочей плиты достигает 1 – 2,5 метра. Рабочий орган машин этой группы весит от одной до трех тонн. Частота ударов у них небольшая.

Средние модели

Ко второй группе относятся тяжелые механические, дизельные и трамбовки взрывного действия. Эти машины конструктивно являются прицепными, полуприцепными и навесными, работающими с тягачами на гусеничном ходу. Есть в этой группе и самопередвигающиеся агрегаты.

Легкие машины

Третья группа машин – это ручные трамбовки ( механические, дизельные электрические). Весят они не более 200 кг, управляются одним или двумя операторами. Наиболее простой в обслуживании в этой группе являются бензиновые модели.

К третьей группе может быть отнесена вибротрамбовка Wacker. В ее конструкции использован двухактный двигатель, и имеется система автоматического впрыска масла.

Трамбующая машинаНебольшой вес и малые габариты позволяют пользоваться ими в труднодоступных местах при небольших объемах работ.

Современная техника выпускается с шаботом или без него. Шабот – это стальная плита, укладываемая на грунт в месте его уплотнения.

В машинах с шаботом сила удара грунту передается через плиту, лежащую на нем. В бесшаботных — удар рабочего органа приходится непосредственно на грунт.

КПД шаботных машин невысокий, кроме того существует опасность разрушения плиты. Поэтому установка шабота возможна только для маломощных рабочих органов, силу удара которых может выдержать обычная конструкционная сталь.

Бесшаботные трамбовки являются самостоятельными универсальными агрегатами на колесном шасси или в виде навесного оборудования на трактор. К бесшаботному типу относится и ручная трамбовка.

Такого типа трамбовки очень эффективны и надежны в эксплуатации, так как удар непосредственно по грунту сопровождается меньшими динамическими нагрузками.